KK.NULL "Kosmik Engine" CD
(Important Records/Voidstar Productions)

English

KK.Null - один из старейших представителей японской шумовой сцены, культовое имя, известное по всему миру не меньше, чем Aube или Merzbow. Кстати, с Масами KK.Null познакомился ещё в 1983 году, когда играл в основном на электроигитаре в клубах и галереях. Он начал выступать с Merzbow и Hanatarashi, а вскоре присоединился к группе YBO2 и основал своё первое рок-трио ANP (Absolute Null Punkt). К этому же времени относится и первый масштабный опыт в продюсировании - выпуск сборников альтернативной японской музыки "Dead Tech". Собственный лэйбл, Nux Organisation, появился в 1985 году - на нём был выпущен также и первый сольный альбом музыканта. В 1987 году появилась группа, которую называют легендой японского грайндкора - Zeni Geva. Кроме него, в ней играли музыканты групп Hanatarashi, Bodredoms и Leningtad Blues Machine. В начале 90х Zeni Geva проводит турне по США, где знакомится с Джелло Биафрой и Стивом Альбини (продюсер, работавший с такими группами как Sonic Youth и Whitehouse). И с этого момента имя KK.Null стало одним из самых известных в японском андеграунде - Zeni Geva много гастролирует, выпускает новые альбомы, а сам музыкант участвует в разных проектах и фестивалях. В 2002 году он побывал и в России, как гость пятого Международного фестиваля им. Сергея Курёхина (SKIF-5). Интерес к более тонким формам экспериментальной музыки у KK.Null прослеживается в 1996 года, когда он вместе с Дэвидом Брауном и Шоном Бэкстером основал новый проект Terminal Hz, вначале фокусируясь на джаз-роке, но постепенно смещаясь в область электроники. Стоит также упомянуть его "дикий" ритм-энд-нойз проект Monster DVD с музыкантами из Zeni Geva и Government Alpha. Все сольные альбомы KK.Null последнего времени - импровизации на системе real-time устройств (эффектов), управляемой с консоли. KK.Null называет её "Nullsonic" по аналогии с "Frippertronics" - так называл Роберт Фрипп свои педали, с помощью которых превращал гитарный звук в абстрактный электронный эмбиент. Nullsonic - это не только обработка сигнала, но и компактный интрфейс для работы с традиционными инструментами - с его помощью можно играть на гитаре, барабанах, контактных микрофонах. Кроме того, возможна генерация своих собственных звуков, подобно обычному монофоническому синтезатору. Альбом "Kosmik Engine" - демонстрация возможностей этого великолепного мнструмента: трэки монолитны и пустынны, словно лунный грунт. Изысков композиции как таковых нет, в каждом трэке лишь любование примитивным электронным звуком - искажённым, зацикленным, рассинхронизированным. Впрочем, вполне свойственная для японцев картина: созерцательный момент следует искать даже в такой дегуманизированной среде.
Адреса: KK.Null c/o Kazuyuki K. Null,
или Important Records c/o John Important, P.O. Box 1281, Newburyport, MA 01950, USA
или Voidstar Productions c/o Deftly-D, 102 Park Ave. West, Unit C10, Lowell, MA 01852, USA

 

KALLABRIS "No Bingo" CDR
(Jazztone)

English

"Справочное пособие отдела энциклопедических исследований архива чистой и прикладной каллабристики" - под таким возмутительно несерьёзным подзаголовком вышел новый альбом загадочной формации из Германии. Это действительно архив записей 1995-1999 годов, выпущенный явно в расчёте на друзей и знакомых, в числе которых по счастливой случайности оказался и я, тиражом всего в 100 копий. Kallabris - действительно уникальная группа: за всю свою многолетнюю историю она умудрилась не выпустить ни одного CD, долгое время после выпуска безымянной пластинки с новогодним оформлением (Knecht Ruprecht edition) о ней вообще ничего не было слышно, кроме того, что её именем назвали фестиваль немецкой электронной музыки. Я уже не говорю о том, что её релизы нумеруются в порядке убывания, словно поворячивая вспять историю некогда действительно существовавшего лэйбла Jazztone. Номер данного диска - JT127, то есть нас ждёт ещё по меньшей мере 126 новых работ. Но это всё околомузыкальные сплетни. А что же музыка? Она не менее загадочна... Вообще Kallabris известен своими подводными аудиоэкспедициями - в высшей степени абстрагирующими и создающими вневременной эффект присутствия, аналогов которому просто не существует. Слушая их, понимаешь, как на самом деле всё условно в этом мире - можно целый год провести в северных морях и не почувствовать этого настроения и атмосферы места, которые могут быть единственным описанием музыки Kallabris. Но в данном альбоме музыка звучит совсем иначе - она мелодична (хотя мелодии не укладываются в ноты), она вибрирует и замораживает чувства, она меланхолична и беспредметна - как грусть, запечатлённая на фотографии, герои которой уже давно перешли в иное качественное состояние. Девять коротких трэков, идущих нон-стопом - колыбель благозвучной атональности, не гармонией, так забытьём уводящей вслед за собой в призрачный, тонкий мир невидимых энергий. Десятый трэк - получасовой трибьют Led Zeppelin, настолько неожиданный, насколько безупречно стилизованный - попробуйте представить себе хард-рок, описанный всеми вышеприведёнными эпитетами! Если не получится, разыщите этот альбом и послушайте, пока ещё не поздно его искать.
Адрес: www.kallabris.de

 

ALEX KELLER "The Four Hundred Boys" CD
(Mictlan Recordings)

English

Новое для меня имя в экспериментальной музыке с дебютным альбомом - всегда интересное и захватывающее событие. Алекс Келлер - композитор из Сиэттла, имеющий академическое музыкальное образование и работавший ранее с Кристофером ДеЛауренти. Пронзительная атональность, словно оборотная сторона искусственной, технологичной музыки, контрастирующая с гармонией звука и тишины в редкие моменты спокойствия, заботливая подборка диссонансов, которые невозможно слушать краем уха, точно так же как невозможно отказаться от реальности источника звука, слыша этот звук. Длинные пьесы то гипнотизируют своим убаюкивающим звучанием, то раздражают своей неуправляемостью и постоянно прерывающейся линией. Каждая из них демонстрирует владение техникой полевых записей, компьютерной обработкой звука, модификации акустических инструментов, ритмов и даже речи. Не могу сказать, что альбом оставляет впечатление чего-то радикального - он настолько же типичный для экспериментальной музыки, насколько вызывающий для потребителей массовой культуры. И наверное, это основная причина, по которой я мог бы его кому-либо порекомендовать.
Адрес: www.alexkeller.net или alex_keller@iname.com
Mictlan Recordings, 6718 12th Ave NW, Seattle WA 98117, USA

 

KIYOSHI MIZUTANI "Bird Songs" CD
(Ground Fault)

English

Долгое время известный только по сотрудничеству с Merzbow, Мизутани выпустил выпустил в последнее время несколько альбомов, которые сразу же снискали у критиков эпитет "буддистский нойз". Отстраненное и сосредоточенное, звучание этих работ было действительно далеким от параноидальной агрессии, культивируемой массой соотечественников музыканта. После того, как Мизутани заинтересовался лэйбл KAON, известный своим интересом к скрупулезной технике полевых записей (результатом стало участие в сборнике "The Sound of Nature - The Nature of Sound" и появление официальной странички Мизутани на сайте KAON), следовало ожидать смещения интересов в область конкретной музыки и "природной" электроакустики. Но данный диск превзошел все ожидания. Как и следует из названия, Мизутани просто увековечил пение шести птичек, услышанных им в окрестностях Токио, но как он это сделал! В большинстве случаев оригинальная запись почти не модифицировалась, и поэтому способна передать в полной мере удивительную красоту природного звукового ландшафта. Несмотря на кажущий минимализм, диск совершенно не скучен и слушается на одном дыхании. Помимо собственно голосов птиц, слышны плеск воды в реке, дождь и ветер, шум весел, а также множество звуков неизвестного происхождения, для которых подходит только разве что определение "элементы оркестровки"! Со свойственной японцам трогательной щепетильностью Мизутани подробно описывает каждый трэк, что делает прослушивание не только увлекательным, но и познавательным... (ДВ)
Адреса: Kiyoshi Mizutani, c/o Ulcer House, #201, 2-18-1, Yurigaoka, Asao-ku, Kawasaki-shi 215-0011, Japan
или Ground Fault c/o Erik Hoffman, P.O.Box 4923 Downey, CA 90241, USA

 





KLIMPEREI
Promo by LES DEUX

(90-минутная кассета с четырьмя 23-минутными фрагментами из альбомов "Blumenfabrik", "Mecanologie Portable", "Tout Seul Sur Laplage En Hiver" и "Petit Aeroplane", разделенными тест-сигналами)

English

Искусство не ложится в постель с каждым, вместо этого оно исчезает, как только произносят его имя. Ему нравится оставаться инкогнито, и лучшие моменты наступают тогда, когда искусство забывает, как оно называется. Французская группа со странным немецким названием, означающим "бренчание", не пытается заставить слушателя подбирать эпитеты к своей музыке. Она способна шокировать и обезоружить любого, кто настроен по отношению к ней с предубеждением, оставаясь при этом настолько естественной, наивной, свободной и открытой, насколько это возможно. Ее гениальность состоит в том, что уверенно обращаясь к совершенно разным формам, будь то баллада, вальс, джазовая импровизация или авангардизм, она исполняется с такой легкостью и виртуозностью, что можно усомниться в правильности тех клише, что мы знали о них раньше. И дело не только в необычных инструментах (игрушечное пианино, губная гармошка, бас, труба и колокольчики) - играя серьезную музыку в шутливых тонах или же наоборот, с академическим пафосом утрируя легкомысленные мелодии, Кристоф и Франсуаза Печанац видят в музыке то, что мы все безнадежно потеряли, став взрослыми. (ДВ)
Адрес: Klimperei/Les Deux c/o Christophe Petchanatz 38 avenue Pompid ou, 69003 Lyon X France

 

KLIMPEREI "Un P'tit Coin D'Ciel Gris" CD
(Prikosnovenie)

English

Новый альбом в серии Fizz, как нельзя более созвучный ее идее - детская музыка. Сами музыканты назвали этот альбом грустным альбомом Klimperei. Но на самом деле эта грусть в каждой композиции длится не больше, чем у ребенка, которого достаточно отвлечь и приласкать, чтобы на смену грусти пришла радость. Ну а у взрослых эти мелодии могут вызывать только легкую меланхолию, навеянную воспоминаниями о юности, первой любви и лукавстве жизни. Поэтичная и насмешливая музыка исполняется на ксилофоне, гитаре, ф-но, игрушках, свистках, детских синтезаторах и простенькой ритм-машинке. 26 коротеньких композиций, некоторые из которых звучат празднично, некоторые вызывают любопытство и удивление, они изменчивы и загадочны, точно клоуны, некоторые могут показаться даже серьезными, но ни в коем случае не занудными. Особенно выделяются три последние, которые не могут оставить равнодушным даже самых бесчувственных персон.
Адрес: Prikosnovenie или prikos@worldnet.fr, BP9423, C-44194 Clisson Cedex, France

 

KLIMPEREI "Big & Bang" CD
(Organic/LAND)

English

Музыка Klimperei, не претерпевая существенных изменений в стиле, завоевывает все новые и новые территории. Это уже второй альбом-саундтрэк к спектаклю, только уже настоящему, а не воображаемому, как альбом "Alice in Wonderlands". "Big & Bang" - спектакль Патрик Дюбоса для театра Версо, который летом 2001 года участвовал в программе театрального биеннале в Лионе. Его сюжет построен на основе пародийного сопоставления двух совершенно разных, но реальных исторических персонажей, Жака Тати и Бастера Китона. Их встреча, происходящая где-то вне времени и пространства, становится причиной множества смешных ситуаций, остроумных загадок и поэтических образов. "Биг и Банг живут по соседству с хаосом и гармонией. Они слушают музыку Klimperei, словно старые наивные сказки, или наблюдают за цирковыми трюками, или балом пожарников - все сливается воедино под аккомпанемент механического мини-оркестра. Биг и Банг - братья, их глаза проливают свет на салат, в их ладонях жужжат пчелы, и они постоянно заняты тем, что ищут или прячут время." Вот так, просто и непонятно, предваряет альбом небольшой эпиграф на обложке. Мой знакомый, с которым мы вместе прослушали альбом впервые, заметил, что если бы эта музыка звучала бы из-за закрытой двери, он никогда бы в жизни не подумал, что кто-то специально ее слушает. Ему легче было бы представить, что идет детская радиопередача, или мультфильм по телевизору, или просто в комнате детский праздник. 38 трэков-миниатюр, некоторые из которых состоят буквально из одного короткого звука, другие же - словно песни, выстроенные из детского конструктора, в котором каждая деталь, будь она даже не на своем месте, способна обратить неуклюжесть в шарм. И напоследок - немного умных и скучных слов, которые так любят повторять взрослые: в музыкальном плане альбом можно сравнить с Residents, Samla Mammas Manna, Ensemble Nimbus, Pascal Comelade, Michael Nyman, Phillip Glass и Richard Pinhas. (ДВ)
Адрес: Conapt-Sounds @ Organic или org_land@club-internet.fr, 10, rue Blйriot - 38100 Grenoble, France

 

KOZO INADA "d[]" CD
(Staalplaat)

English

За долгую историю своего существования голландский лэйбл Staalplaat не раз подтверждал свое лидирующее положение на рынке независимой музыкальной продукции - будь то открытие новых имен, безупречная организация своей деятельности, гибкость и открытость по отношению ко всему, что происходит за пределами той кухни, за пределы которой боятся высунуть нос некоторые особенно идейные представители андеграунда - ни в ущерб своей репутации, ни во вред самой музыке. Material Series - всего лишь маленькая часть этой гигантской империи, открытой для всех. Серия красочных, изготовленных по самой передовой технологии дисков, размещенных внутри корпуса из тонированного пластика безо всякой полиграфии (вся информация отштампована на корпусе) - вместо нее в данном случае - полимерная сетка желтого цвета. Сами диски изготовлены по технологии AB-CD, т.е. маленькое кольцо с записью и прозрачная нерабочая зона вокруг. Разумеется, такое утонченное оформление наводит на мысль об абсолютной экстраординарности музыки - и это действительно так. Микроволна, то есть сплетение помех, шумов, минимальных структур в динамическом диапазоне, простирающимся от полной тишины до экстремального, почти болевого порога - компромисс между авангардизмом и клубной музыкой, достигнутый наконец к концу 90-х - стремительно завоевывает популярность на независимой сцене. Затрудняюсь сказать, кому в большей степени адресована эта продукция, слишком сплоченная вокруг стиля, чтобы оставаться в рамках экспериментальной музыки, и слишком радикальная для того, чтобы занять место музыки развлекательной... Kozo Inada - японский музыкант, обрабатывающий звук при помощи компьютера и преобразующий цифровой код в непрерывный поток аудиосигналов. Четыре длинных трэка на этом альбоме иллюстрируют вышеперечисленные особенности стиля наилучшим образом, и я могу однозначно рекомендовать его тем, кто еще не знаком с микроволной. Ну а остальные вряд ли нуждаются в моих рекомендациях.
Адрес: Staalplaat, P.O.Box 11453, 1001 GL Amsterdam, The Nederlands

 











НАЗАДE-MAIL